Пригожин выпустил джинна из бутылки

Нам еще предстоит увидеть все последствия марша группы Вагнера на Москву.

Максимилиан Гесс

Научный сотрудник Института внешнеполитических исследований

Опубликовано 26 Июн 202326 Июн 2023

«Бомбить Воронеж» — это выражение на русском языке, которое примерно переводится как причинение вреда себе, пытаясь нанести ущерб кому-то другому. 24 июня язык встретился с реальностью, когда российские войска бомбили южный город Воронеж, пытаясь замедлить продвижение конвоя наемников группы Вагнера к Москве.

Во главе с Евгением Пригожиным, известным как «повар Путина» за то, что сколотил состояние на кремлевских контрактах на общепит, бойцы группы Вагнера отправились в «марш за справедливость», пытаясь свергнуть руководство министерства обороны и армии, который закончился так же внезапно, как и начался.

Частная военная компания была создана в 2014 году для прикрытия внешнеполитических авантюр президента Владимира Путина, предоставляя правдоподобное отрицание участия Кремля в конфликтах за рубежом. В течение следующего десятилетия группа и ее основатель становились все более и более сильными и хорошо вооруженными.

В прошлом году, после полномасштабного вторжения России в Украину, бойцы «Вагнера» стали самыми эффективными ударными отрядами Кремля на поле боя, возглавив восьмимесячную осаду стратегического города Бахмут и захватив его.

Но в минувшие выходные группировка превратилась из лояльного ополчения в главную угрозу безопасности Москвы, поскольку Пригожин открыто восстал против российских военных.

Его «марш» на российскую столицу с целью свержения военачальников, которых он обвинил в коррупции, некомпетентности и саботаже своих наемников, выявил глубокую слабость российского государства. Создав эту нерегулярную силу, Кремль действительно «разбомбил Воронеж».

Силы Пригожина захватили военные объекты на юго-западе России и без серьезного сопротивления двинулись на Москву. Вскоре появились кадры, на которых местные жители передают наемникам Вагнера еду и припасы и подбадривают их.

Легкость, с которой действовал Вагнер, вызвала панику в Москве. Билеты на рейсы из страны были распроданы, и были искренние опасения, что насилие и даже война приближаются к порогу. Впервые с тех пор, как Путин пришел к власти в 2000 году, призрак насильственных потрясений, которые могут угрожать его режиму, поднял голову.

Москва объявила чрезвычайное положение и предприняла несколько слабых попыток остановить продвижение бойцов Пригожина, разорвав дороги и отправив вертолеты (по крайней мере, шесть из которых были уничтожены бойцами Вагнера) бомбить колонну.

Силы Вагнера якобы добрались до 200 км (124 миль) от российской столицы, прежде чем их лидер внезапно объявил, что они поворачивают назад, чтобы избежать «пролития русской крови». Впоследствии выяснилось, что он согласился на сделку, предложенную союзником Путина, президентом Беларуси Александром Лукашенко, уйти в отставку и отправиться в изгнание в Беларусь. Дальнейшие детали соглашения остаются неясными.

Нижняя часть формы

Однако ясно, что Путин, похоже, сильно ослаблен мятежом, потеряв монополию на применение силы в России и иллюзию, что он может обеспечить безопасность и стабильность для российских граждан.

Пригожин выпустил джина из бутылки, и если бы было продолжение этих событий, которое серьезно бросает вызов власти российского президента, это не было бы прецедентом в российской истории.

В своем обращении к нации 24 июня сам Путин упомянул об одном из таких эпизодов: «Действия, раскалывающие наше единство, являются предательством нашего народа, наших боевых братьев, которые сражаются сейчас на передовой. Это удар в спину нашей стране и нашему народу. Это был такой удар, который был нанесен России в 1917 году, когда страна воевала в Первой мировой войне, но ее победа была украдена».

В феврале 1917 года в России вспыхнули гражданские беспорядки, отчасти вызванные катастрофическими действиями российских военных в Восточной Европе во время Первой мировой войны и растущим общественным недовольством тем, как управлялась страна. Сыграло свою роль и предполагаемое ослабление авторитета российского императора Николая II.

По мере того, как народный гнев рос, гарнизон, дислоцированный в Санкт-Петербурге, столице империи, поднял мятеж. Потеряв контроль над городом, к императору подошли его командующий армией и несколько членов парламента и заставили отречься от престола. Власть была передана временному правительству во главе с либеральными силами.

Видя популярность Пригожина среди россиян, некоторые также проводят параллели с другим эпизодом насыщенного событиями 1917 года. В августе того же года, когда временное правительство изо всех сил пыталось установить контроль над внутренними делами страны, Лавр Корнилов, генерал от инфантерии, который только что был назначен главнокомандующим армией из-за его популярности в войсках, отказался выполнять приказы премьер-министра Александра Керенского.

Затем Корнилов попытался двинуться на Санкт-Петербург и взять власть, но потерпел неудачу. Это еще больше ослабило правительство на фоне бушующего экономического кризиса, социальных потрясений и надвигающегося поражения в войне. Это проложило путь большевикам к тому, чтобы оседлать волну волнений среди рабочих и солдат и захватить власть в ходе того, что стало известно как Октябрьская революция — историческое событие, о котором давно сокрушался Путин.

Действительно, у российского президента есть основания опасаться параллелей с 1917 годом. Война против Украины, которую он начал в прошлом году, идет не «по плану», как он утверждал в прошлом. В прошлом году провалился его блицкриг в сторону Киева и попытки захватить всю Украину на левом берегу Днепра и вдоль побережья Черного моря. В этом году его силы не смогли взять под контроль всю Донецкую или Луганскую области, которые он объявил частью России в октябре.

Между тем, Путин потерял одного из своих самых эффективных военачальников в лице Пригожина, и как бы он ни пытался воссоздать группу Вагнера, она вряд ли останется той мощной силой, которой была раньше. Это, вероятно, поможет Украине, которая недавно перешла в контрнаступление и освобождает территории на востоке и юге. Сообщается, что после восстания Пригожина Киев создал плацдарм на левом берегу Днепра в Херсонской области, а также заявил о достижениях в Донецкой и Запорожской областях.

Российская экономика также сильно пострадала из-за войны и постоянно расширяющегося списка санкций, которые ввели Евросоюз, США и их союзники. Он стал более зависимым от экспорта в Китай, который, со своей стороны, по-прежнему не желает предоставлять России существенное новое финансирование. Пекин также затягивает соглашение о строительстве трубопровода «Сила Сибири-2», в котором Путин отчаянно нуждается, чтобы заменить потерянные европейские продажи газа.

За неделю до беспорядков российские СМИ сообщили, что китайские банки уже ограничивают переводы юаней из российских банков в третьи страны, и Пекин вряд ли увидит какой-либо стимул для того, чтобы больше привязываться к Путину.

Конечно, Кремль еще не находится в кризисе такого масштаба, как в 1917 году, но нам еще предстоит увидеть, чем закончится мятеж Пригожина. Он действительно отвел своих бойцов из Ростова-на-Дону и Воронежа, но что будет с ним дальше, остается неясным. Обвинения в государственной измене против Пригожина, которые должны были быть сняты в соответствии с соглашением, которое он заключил с Лукашенко, как сообщается, все еще в силе.

Были сообщения о том, что он находится в Минске, хотя белорусские официальные лица отрицают, что им известно о его прибытии, и трудно понять, как они могут предоставить ему убежище, учитывая прошлые споры между Пригожиным и Лукашенко. Путин известен тем, что считает предательство непростительным, но дальнейшие действия против Пригожина также могут еще больше дестабилизировать ситуацию. После того, как джинн был выпущен из бутылки, его трудно положить обратно.

Также неясно, что станет с прибыльными операциями Вагнера в Африке, где, как говорят, группа непосредственно участвует в добыче золота и других драгоценных минералов. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что они останутся на месте, но считается, что задействованные подразделения Вагнера — это те, которые служили Пригожину дольше всех и, вероятно, наиболее лояльны к нему. Так что согласятся ли они с новым руководством или будут сопротивляться, еще неизвестно.

26 июня Пригожин наконец прервал молчание, пообещав, что  Вагнер продолжит действовать, и заявив, что он не ставил перед собой цель свергнуть Путина. Эти слова были бы немыслимы всего четыре дня назад, и хотя Путину удалось пережить свой мятеж, перемирие между ними может оказаться мимолетным.  Колеса перемен пришли в движение, и трудно предсказать, куда они приведут Россию.

Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают редакционную позицию «Аль-Джазиры».

Максимилиан Гесс

Научный сотрудник Института внешнеполитических исследований

Максимилиан Гесс является научным сотрудником Института исследований внешней политики и консультантом по политическим рискам в Лондоне