Россия, похоже, пропустила крайний срок выплат по внешнему долгу, попав в дефолт

Эше Нельсон и Андрес Р. Мартинес

Июнь 27, 2022Обновлено 3:21 утра ET

Россия, похоже, попала в дефолт по своему международному долгу в понедельник, поскольку истек льготный период для осуществления платежа, что является последним признаком того, насколько изолированной стала Россия от мировых финансовых рынков в качестве наказания за вторжение в Украину.

Дополнительный период выплаты около 100 миллионов долларов в евро и долларах закончился в воскресенье, через 30 дней после первоначального крайнего срока 27 мая, поскольку санкции заблокировали маршруты платежей России.

Объявление о дефолте должно исходить от инвесторов, потому что рейтинговые агентства, которым запрещено санкциями сообщать о России, не объявили Россию дефолтом. Как и Комитет по определению кредитных деривативов, группа инвесторов, которые выносят решения о том, следует ли выплачивать ценные бумаги, связанные с дефолтами. Но оказалось, что платежи не поступили на счета держателей облигаций по состоянию на вечер воскресенья.

Министерство финансов России заявило до крайнего срока, что Россия выполнила свои обязательства перед инвесторами и выплатила в рублях, хотя большая часть долга России в иностранной валюте не допускает платежей в рублях. Bloomberg и Reuters сообщили в понедельник, что Россия объявила дефолт, потому что срок платежа был пропущен, но ТАСС, российское государственное информационное агентство, сообщило позже в понедельник, что правительство не считает себя дефолтом.

Риск дефолта возник в конце февраля после того, как Россия вторглась в Украину и были введены санкции, чтобы оторвать страну от международных финансовых рынков. В конце мая Россия попыталась добиться ужесточения санкций, которые отрезали ей доступ к американским банкам и держателям облигаций, отправив платежи в московское учреждение. В конечном счете, средства никогда не попадали на счета держателей облигаций.

Москва, вероятно, продолжит настаивать на том, что она не объявила дефолт, учитывая ее усилия по оплате. Спорный характер дефолта затруднит для инвесторов требование досрочной выплаты по непогашенному долгу, что часто происходит после дефолта, в то время как санкции могут сделать практически невозможным разрешение разногласий.

Этот дефолт был бы необычным, потому что он был бы результатом экономических санкций, блокирующих транзакции, а не потому, что у российского правительства закончились деньги. Финансы Москвы остаются сильными после нескольких месяцев войны, с почти 600 миллиардами долларов в иностранной валюте и золотыми резервами, хотя около половины из них заморожено за рубежом. А Россия продолжает получать устойчивый приток денежных средств от продаж нефти и газа. Тем не менее, дефолт станет пятном на репутации страны, что, вероятно, сделает более дорогим заимствование денег на международных рынках, если она снова получит доступ.

В отличие от других крупных дефолтов в новейшей истории, этот вряд ли окажет значительное влияние на международные рынки или местных жителей.

Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина заявила, что немедленных последствий дефолта не будет, поскольку уже произошел отток международных инвесторов и падение стоимости российских активов. Кроме того, правительство все еще может платить россиянам, которые владеют рублевыми облигациями. Центральный банк больше обеспокоен инфляцией и поддержкой экономики через исход иностранных компаний и инвестиций.

Ожидается, что одни только санкции будут блокировать Россию на значительной части международных рынков капитала в течение длительного времени. Несмотря на это, Россия неохотно отказывается от своей репутации надежного заемщика, которая была с трудом завоевана после экономического кризиса два десятилетия назад, когда правительство объявило дефолт по рублевым облигациям.

Эш Нельсон — репортер в Лондоне, где она пишет о компаниях, британской экономике и финансах. @эшелуиз

Андрес Р. Мартинес является старшим редактором The Times в Сеуле, ответственным за освещение прямых новостей в Азии. Ранее он работал в The Wall Street Journal, Bloomberg News и The Monitor в Макаллене, штат Техас. @amartinezNYT