03 февраля 2024 23:29
Более двух десятков человек, в основном журналисты, были задержаны в субботу на акции протеста в центре Москвы, поскольку жены и другие родственники российских военнослужащих, мобилизованных для участия в боевых действиях в Украине, призвали к их возвращению, сообщают независимые российские СМИ.
Родственники собрались, чтобы возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата, расположенной у стен Кремля. Они отметили 500 дней с тех пор, как президент России Владимир Путин в сентябре 2022 года отдал приказ о «частичной мобилизации» до 300 000 резервистов после неудач на поле боя в полномасштабной войне Москвы против Украины.
Призыв был широко непопулярен и побудил сотни тысяч людей бежать за границу, чтобы избежать призыва.
Жены и родственники некоторых резервистов, призванных в 2022 году, выступили за их увольнение и замену контрактниками. Субботняя демонстрация была организована одной из таких групп «Дорога домой», которая в пятницу опубликовала в Telegram призыв к «женам, матерям, сестрам и детям» резервистов со всей России приехать в Москву, чтобы «продемонстрировать (свое) единство».
«Мы хотим, чтобы наши мужья вернулись живыми», — говорит одна из протестующих, назвавшаяся Антониной, опасаясь репрессий, на видео, опубликованном независимым российским новостным изданием SOTA.vision.
Антонина настаивала на том, что не хочет компенсации от российского правительства, если ее мужа убьют, и сказала, что вместо этого она «либо уйдет в монастырь, либо последует за ним».
«Я не хочу жить одна! А если (российские власти) этого не понимают… Я не знаю. Бог им судья», — сказала она репортеру SOTA.vision, с трудом сдерживая слезы.
Субботняя демонстрация стала девятой и самой крупной из подобных еженедельных собраний, организованных «Дорогой домой». По оценкам одного из популярных российских новостных каналов Telegram, на митинг пришло около 200 человек.
Союзники находящегося в тюрьме врага Кремля Алексея Навального и российского оппозиционного политика Максима Каца высказались в поддержку акции протеста в пятницу, в то время как утром в субботу московская прокуратура предупредила россиян о недопустимости участия в «несанкционированных массовых мероприятиях».
По данным независимого сайта «ОВД-Инфо», который следит за политическими арестами в России, во время акции протеста полиция задержала 27 человек, в основном журналистов. По данным SOTA, большинство из них позже были отпущены, хотя в субботу вечером протестующий Ярослав Рязанов все еще находился под стражей.
Зная о негативной реакции общественности, российские военные с конца 2022 года все чаще стремятся укрепить силы в Украине, привлекая больше добровольцев. Власти утверждали, что в прошлом году около 500 000 человек подписали контракты с Минобороны.
Тем не менее, призывы жен и родственников вернуть мобилизованных резервистов домой наталкиваются на препятствия со стороны российских государственных СМИ, а некоторые прокремлевские политики пытаются представить их марионетками Запада. Протестующие в субботу гневно отвергли это обвинение.
Мария Андреева, чей муж и брат воюют в Украине, рассказала SOTA.vision, что воспринимает боевые действия в Украине как «великую трагедию, которая произошла между двумя братскими народами».
«Почти у каждого россиянина есть родственники на Украине, близкие и дальние, так что… Это ситуация, которая поразила нас до глубины души. После Второй мировой войны нам казалось, что наши деды погибли, чтобы больше никогда не было (конфликта)», — рассказала Андреева.
Акция протеста прошла всего за несколько недель до президентских выборов в России, которые должны состояться в течение трех дней 15-17 марта, и победа Путина почти гарантирована. После того, как Андреева и другие возложили цветы к памятнику, они направились в предвыборный штаб Путина, чтобы предъявить ему свои требования.
В прошлом месяце еще один кандидат в президенты России встретился с Андреевой и родственниками других солдат, которые агитировали за их возвращение. Бывший местный депутат Борис Надеждин, который открыто выступает против войны в Украине, раскритиковал решение Кремля оставить их в строю до тех пор, пока продолжаются боевые действия.
«Мы хотим, чтобы (власти) достойно относились к людям, которые выполняют свой долг», — сказал Надеждин.