Жены российских военных стали джокером для триумфального настроения Путина

Робин Диксон

и

Наталья Аббакумова

Близкие призванных российских солдат, вынужденных воевать в Украине на неопределенный срок, перепробовали все: обращались в Министерство обороны, писали письма президенту Владимиру Путину, встречались со многими чиновниками и даже публично протестовали. Их вопросы, заданные на ежегодной телеконференции Путина «Прямая линия» для россиян на прошлой неделе, были проигнорированы.

Они проводили кампании по наклейкам на автомобили, призывая к возвращению своих мужей и сыновей, и изготавливали елочные украшения со словами «Верните папу домой». Они публиковали в социальных сетях страстные видеообращения.

Кремль дал им отпор. Тем не менее, они стали единственной «дикой картой» в тщательно срежиссированной избирательной кампании Путина, которая позволит ему править страной как минимум до 2030 года.

Москва торжествует, в то время как фронт замерзает, а западная помощь Украине застопорилась

В этой напряженной атмосфере Кремль полон решимости подавить любое инакомыслие, но нет простого ответа женщинам, разъяренным тем, что их сыновья и мужья вынуждены сражаться до конца войны.

Российские власти направили агентов Федеральной службы безопасности (ФСБ) для допроса солдат, чьи жены причастны к этому делу, сообщает все более резкая группа в Telegram «Дорога домой», которая возглавляет кампанию по возвращению мужчин домой. Военные офицеры пригрозили отправить солдат на передовую, если они не заставят замолчать своих жен.

«Ваши методы очень грязны. Вы пытаетесь успокоить наш гнев, оказывая давление на наших родственников. Имейте в виду, что мы можем потерять их в любой момент. Вы играете с их жизнями и с нашими», — говорится в сообщении на канале от 19 декабря. «Это очевидные методы трусов и крыс».

Днем ранее телеканал призвал Путина закончить войну «или самому идти на фронт и умереть».

Женщина у Могилы Неизвестного солдата в субботу одета в куртку с надписью: «Верните моего мужа; Мне это надоело». (Ольга Мальцева/AFP/Getty Images)

Путин не ответил на вопросы таких женщин в своем прямом эфире, но разрушил их надежды, исключив новый раунд мобилизации, который позволил бы истощенным контрактникам и призванным солдатам, воюющим год и более, вернуться домой.

Российский политолог Татьяна Становая, проживающая во Франции, заявила, что решение Путина было необратимым и считалось необходимым, чтобы избежать общественного резонанса, который сопровождал призыв 2022 года, мобилизовавший на войну не менее 300 000 человек.

«Жалости не будет. И Кремль будет стараться их молчать. А если будут еще какие-то радикальные действия, то прибегнут к более репрессивным мерам”, – сказала она.

Мать-одиночка солдата, отправленного воевать в Украину более года назад против его воли, сказала, что мужчин отправляют «на убой» в самоубийственных боевых миссиях, иногда заранее звоня своим женам, чтобы они мрачно попрощались.

«Я обычная деревенская женщина, и мой сын не смог убить даже курицу, а теперь все это произошло», — сказала женщина, имя которой The Washington Post не называет, потому что ее могут посадить в тюрьму за критику военных в соответствии с драконовскими законами о цензуре в России.

«Каждый день вы живете в страхе и беспокойстве. Вы живете от одного текстового сообщения к другому», — сказала она. Он и его подразделение «просто не могут продолжать там; У них больше нет сил».

По ее словам, он отказался выполнить приказ о штурме вражеской позиции и неделю содержался в убогой военной тюрьме вместе с другими.

«Я писала письма депутатам и в офис президента. В ответ мы получили только бюрократические отписки».

Жены российских солдат умоляют вернуть их с войны

Солдат по имени Александр, мобилизованный в Воронеже, на этой неделе, находясь во время короткого военного перерыва, опубликовал видео на программе «Дорога домой», заявив, что все мобилизованные хотят вернуться домой.

«Все очень устали. Ну и что? Это никого не волнует», — сказал он. «Нам ничего не нужно. Просто отпустите нас домой. Все хотят домой», добавив, что военачальники могут растянуть войну «столько, сколько захотите».

В то время как Путин излучает уверенность, утверждая, что Украина и Запад не смогли победить Россию, он проецирует победу, которая не за горами. Огромные световые плакаты в Москве гласят: «Россия — страна победителей». Те, кто не согласен, становятся мишенью.

Поделиться статьейПоделиться

«Они делают вид, что нас не существует», — сказала мать. «Нас называют предателями Родины. Это заставляет вас чувствовать разочарование, обиду, досаду и, возможно, все негативные чувства. Постоянно возникает вопрос… Как с нами могут так обращаться?»

По оценкам американской разведки, 315 000 российских солдат были убиты или ранены, но в России эти цифры засекречены, и чиновники, начиная с Путина, передают послание, что отправлять своего сына в Украину — это патриотично и правильно.

Его недавнее срежиссированное заявление о том, что он будет баллотироваться на переизбрание, было связано с тем, что несколько родителей, чьи сыновья были убиты в Украине, требовали, чтобы он снова баллотировался.

На снимке, опубликованном государственным агентством Sputnik, президент России Владимир Путин 8 декабря разговаривает с Марией Костюк, чей сын погиб на войне. (Михаил Климентьев/Pool/Sputnik/AFP/Getty Images)

«Это сигнал, который Кремль хотел бы послать обществу, что мы хотели бы видеть такое поведение со стороны общества, что даже эти люди, которые потеряли самое дорогое, что у них есть в жизни, по-прежнему поддерживают Путина», — сказала Становая.

На церемонии объявления предвыборной кампании Путина Мария Костюк, чей сын погиб на войне, сказала президенту, что «наши ребята на передовой, выполняя свой долг, а мы в тылу, и наши ребята со своего фронта не уходили, поэтому не оставляйте нас». Она работает в фонде «Защитники Отечества» — государственном органе, основанном Путиным, который пропагандирует войну и возглавляется одним из его родственников.

Россия победит в войне в Украине, заявил Путин на пресс-конференции и телеконференции

26-летняя женщина из маленького российского города с маленьким сыном почувствовала, что общество трещит по швам, когда ее мужа мобилизовали 26 октября 2022 года. Женщина, имя которой The Post не называет из соображений безопасности, является членом «Дороги домой».

По ее словам, законопослушные люди подчинились приказу о мобилизации, «а потом страна их предала». Между тем, по ее словам, сыновей российской элиты пощадили.

«Настроение моего мужа такое: «Мы здесь до самого конца, и, возможно, никогда не вернемся». Когда он звонит мне, на заднем плане слышны взрывы, и это действительно пугает».

По словам Становой, репрессии в отношении женщин — дело деликатное, поскольку Кремль полон решимости сохранить контроль, но избежать скандала и впечатления, что федеральное правительство закручивает гайки. Губернаторам регионов было поручено каким-то образом сделать так, чтобы женщины «исчезли из информационного пространства».

«Если вы попытаетесь послать 100 полицейских, чтобы арестовать этих женщин, это наделает много шума в общественном пространстве, так что это не вариант», – сказала она.

На фото партии «Гражданская инициатива» представитель группы солдатских жен общается с журналистами в Москве в субботу. (Игорь Генералов/Гражданская инициатива/AP)

Вместо этого был использован ряд других методов, чтобы подорвать их. Пропагандисты государственного телевидения называли их предателями и нацистскими коллаборационистами. Блестящие видео, снятые соперничающими группами женщин-военных, осудили их.

Ольга Леснова, депутат от Югры на юге России, провела занятия для солдатских жен о том, «как избавиться от обиды на мир». В Telegram-канал проникли чиновники, а сотрудники ФСБ допрашивали женщин о планируемых акциях протеста, сообщает «Дорога домой».

«Скромный» Путин скромно объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента в 2024 году

Но 26-летний член группы сказал, что попытки остановить их только сделали их более дерзкими.

«Сейчас нас ничто не остановит. Ничто не может остановить женщин, которые объединились, потому что им нечего терять. Их мужчины находятся в таких условиях, что женщины ничего не боятся».

Для матери-одиночки, чей сын находится на войне, протест, когда-то немыслимый, теперь кажется последней отчаянной надеждой спасти его. «Я не участвовал в митингах, уличных протестах, но, думаю, очень скоро соглашусь на это».

— Я чувствую себя обманутой, — продолжила она. «Я понимаю, что в любом конфликте виноваты все стороны, но у меня один вопрос: когда те, кто несет ответственность за прекращение этого ада, сядут за стол переговоров?»