Год спустя, что думают молодые россияне о войне в Украине?

Мы поговорили с шестью молодыми россиянами о разрушительном конфликте, который продолжается уже второй год.

20-летний Юрий, который сейчас живет в Тбилиси, говорит, что война — это «политический театр, где человеческая жизнь ничего не стоит» [Фото: Юрий]

Автор: Нико Воробьев

Узнать, что на самом деле думают молодые россияне о войне в Украине, непросто.

Опросы показали, что, несмотря на то, что они с наименьшей вероятностью поддержат вторжение, многие по-прежнему поддерживают его.

Но поскольку антивоенные настроения жестко подавляются, лишь немногие по-настоящему открыто говорят о своих убеждениях.

Что мы знаем точно, так это то, что молодые россияне, в отличие от старших, растут в эпоху смартфонов и социальных сетей, а значит, имеют доступ к более широкому спектру информации по сравнению с тем, что им рассказывают о войне в государственных СМИ.

Некоторые подростки были арестованы за саботаж на железных дорогах, распространение антивоенных мемов в социальных сетях и участие в мирных митингах, хотя реальные уголовные обвинения для лиц младше 18 лет относительно редки.

В то же время были случаи, когда провоенные ученики записывали на видео, как их учителя делали «голубиные» заявления в классе, и сообщали об этом властям.

Мы поговорили с шестью россиянами поколения Z об их взглядах:

«Мы нервничали, поэтому уезжали в спешке»

Ким, 18 лет, родом из Новосибирска, сейчас живет в США

«Так как мы жили в России, война на нас повлияла довольно сильно. Мы с мамой очень боялись за свою жизнь, поэтому было принято решение уехать. Мы нервничали, поэтому уезжали в спешке. С переездом моя жизнь кардинально изменилась.

«Я против любой войны. Эта спецоперация – полная чушь и никому не нужный абсурд. Несмотря на то, что Украина – гораздо меньшая страна, она сильна патриотически. [Президент России Владимир] Путин – это просто еще один человек, который слишком долго находится у власти. Ведь для чего нужны выборы? Один человек не должен долго находиться у власти, вся эта власть крутит и развращает людей. Его странное поведение было заметно уже давно. То же самое было и в 2014 году, когда он принял решение аннексировать Крым.

«Я слежу за всем в Telegram и независимым анализом с обеих сторон. Будущее очень мрачное. Все происходящее не дает мне никакой надежды на стабильное разрешение».

«Много лжи. И с нашей стороны, и со стороны Украины»

Жасмин, 21 год, Москва

«Это страшно. Вы не знаете, когда ваших друзей и родных заберут на мобилизацию. Родственники друзей уже гибнут на фронте. Боюсь, объявят полную мобилизацию и всех заберут.

«Кроме этого, мы пока не сильно пострадали. Экономика давно не стабильна, и санкции никуда не делись. Путешествовать тяжело – с российским паспортом никуда не поехать. Но есть и положительная сторона. Уход многих западных брендов из России проложил дорогу молодым предпринимателям, и новые, высококачественные российские бренды процветают.

«О войне я мало что знаю об этой ситуации, поэтому не могу судить. Везде говорят разное, и я не знаю, кому верить. Одно я знаю точно – на телевидении много лжи. Как с нашей стороны, так и со стороны Украины».

«Война — это чертовски круто и неправильно»

Юрий, 20 лет, Тбилиси

«Так получилось, что я год отслужил в армии прямо перед войной. Я сам виноват в том, что не учился вместо этого. Физически я полностью здорова, у меня нет плоскостопия и астмы. Демобилизовался в ноябре 2021 года.

«Война — это чертовски неправильно, политический театр, где человеческая жизнь ничего не стоит.

«[В начале] я видел все больше и больше людей в одежде с символикой и надписями провоенной позиции. Каждый раз меня бросали в ярость и сожаление – как можно думать, что происходящее нормально? Но я был ничем не лучше: никого из них не переубеждал, на митинги не ходил. Я иногда делилась экстренными новостями в Instagram, общалась с родственниками на эту тему. К счастью, в нашей семье никто не смотрит телевизор и за Путина уже давно никто не голосует.

«21 сентября 2022 года моя девушка разбудила меня словами: «Просыпайся, цирк снова в городе». Я все прекрасно понял из речи Путина,  и что мне нужно срочно покупать билеты в Тбилиси, так как там уже было много друзей и знакомых. Цены на авиабилеты росли каждый раз, когда я обновлял страницу, и, достигнув цифры в 300 000 рублей (4 000 долларов), я понял, что нужна альтернатива, и купил билеты на автобус в Тбилиси со своей девушкой из Москвы по 5 000 рублей (66 долларов) каждый.

«27 сентября мы застряли в пробке на перекрестке Ларс. Я поняла, что если мы не выйдем из автобуса, то не перейдем границу. Мы купили два велосипеда во Владикавказе по 15 000 рублей (200 долларов) каждый и покатились к границе. Каждый мент от Москвы до таможни говорил: «Вы не пройдете, вас не пустят, там уже все закрыто».

«В Тбилиси было намного легче дышать. Концентрация людей, а не киборгов с вечно мрачными лицами на квадратный километр здесь гораздо выше, чем в Москве. Прекрасно. Но если у вас империалистические взгляды, вы не сможете долго жить в Тбилиси. Я нашла работу и очень хорошее место.

«Через два дня после того, как я пересекла границу, мне позвонила тетя и сказала, что в квартиру, где я прописана, пришли люди в форме и спросили, живу ли я там».

«Я не собираюсь уходить отсюда и сдаваться. Россия – мой дом»

Азия, 19, Архангельск

«В начале войны я постоянно плакала. Мне казалось, что все это нереально и долго продолжаться не может. Я очень сочувствую всем жителям Украины. Но со временем я привык к этому, как бы ужасно это ни было. Люди привыкают даже к войне, особенно если живут далеко от поля боя.

«Я также начал мыслить по-другому и начал изучать новые темы: деколонизацию, антропологию и анархизм.

«У моего отца очень странная позиция – вроде бы он одновременно и поддерживает, и не поддерживает специальную военную операцию. В целом, у него всегда были националистические взгляды, так что это неудивительно. Я уже много лет не живу с родителями, но даже если бы жила, я бы не стала с ними спорить, потому что это их дело, что думать.

«Я знаю активистов из других стран, и они поддерживают российских активистов, но они не понимают, как мы можем продолжать жить и работать в условиях войны и нынешней власти. Вероятно, есть много других людей, которые ненавидят Россию, но нужно помнить, что необходимо разделять российское правительство, безумную машину репрессий и разрушения, и народ России, который в большинстве своем не виноват.

«Я смирился с тем, что в будущем будет только хуже. Что касается политики, то я не верю, что оппозиция в России добьется успеха в ближайшие годы, но я не собираюсь уходить отсюда и сдаваться. Россия – мой дом».

«После таких колоссальных потерь армию придется восстанавливать заново»

Никита Карпов, 25 лет, Ногинск

«Вначале я занимал благоприятную позицию, потому что еще до 24 февраля считал необходимым ликвидировать украинскую проблему. Но сейчас прошло время, стало очевидно, что никаких положительных результатов ожидать не приходится.

«Путин — президент, рожденный советской системой. У этого человека определенный политический стиль, к которому уже привыкла большая часть населения России. Он не яркий лидер и не тиран, каким его изображает оппозиция, но он точно не лучшее, что могло случиться с Россией.

«Поскольку Российская Федерация на данный момент является самым большим государством в мире с огромным населением, из этого следует, что это опасный зверь. Нельзя просто так списывать Россию со счетов, как это делают многие, пророча поражение, репарации и так далее.

«Конфликт между Россией и Украиной может продлиться еще несколько лет. Я считаю, что в ближайшие годы политическая система в России будет сильно деградирована. Бизнес, ЖКХ, медицина, образование – все просядет. После таких колоссальных потерь армию придется восстанавливать заново.

«Все это выглядит пугающе, но моему поколению точно будет чем заняться».

«Мы не заслуживаем русофобии»

ул. Реназимова, 16 лет, Московская область

«В последние несколько лет я вплотную занялась волонтерством. И моя жизнь не слишком изменилась. Грубо говоря, я просто начал помогать другой части населения. В течение 2022 года я помогала гуманитарной  помощью для посещения беженцев из Донецкой и Луганской народных республик, собирала гуманитарную помощь, писала письма для мобилизованных военнослужащих. За это меня назвали «Волонтером года» в моем родном городе Одинцово.

«У каждого свое мнение, но в целом я считаю, что дети и подростки не должны прямо высказывать горячую точку зрения и о политике, и о специальной военной операции.

«Для меня специальная военная операция – это этап, который должен быть пройден – будет ли вторжение в такое количество жизней – это другой вопрос. Моя цель – помочь людям, которые сейчас борются.

«Также важно учитывать информационную войну и русофобию. Моя позиция по русофобии заключается в том, что мы, граждане Российской Федерации, этого не заслуживаем. Я не вижу по-настоящему веских аргументов, которые можно было бы ненавидеть».

Примечание редактора: Некоторые интервью были отредактированы для ясности и краткости.

ИСТОЧНИК: АЛЬ-ДЖАЗИРА