Финляндия вступает в НАТО, вступление Швеции остается неопределенным

Шарлотта Клеберг и Джеймс Блэк

4 апреля 2023

Финляндия, наконец, вступает в НАТО, подав заявку вместе со Швецией в прошлом году в ответ на вторжение России в Украину. Вступление Финляндии представляет собой благо для НАТО, радикальное изменение внешней политики Финляндии и политики безопасности и еще одну незапланированную неудачу для России Владимира Путина.

В то время как Финляндия официально приветствуется в альянсе генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, Швеция все еще ждет, когда Венгрия и Турция разблокируют ее вступление, что маловероятно до саммита НАТО, который состоится в Вильнюсе, Литва, в июле.

Присоединение Финляндии опровергает давнюю политику страны военного неприсоединения и хорошо вооруженного нейтралитета, начиная с 1940-х годов. Разделяя 1 300-километровую границу с Россией и зависящую от коммуникационных путей Балтийского моря для большей части своих критических поставок, геополитическое положение Финляндии является нестабильным. Из-за экзистенциальной угрозы, исходящей от России, Финляндия сохраняет сильную национальную обороноспособность, ориентированную на защиту своей территории.

В отличие от многих европейских стран, которые переключили свое внимание на небольшие профессиональные вооруженные силы и экспедиционные операции после окончания холодной войны, Финляндия сохранила прагматичный подход к обороне. Непосредственный опыт борьбы с Россией в прошлом вывел гражданскую готовность, устойчивость общества и волю к борьбе на передний план того, что значит быть финном.

Вступление в НАТО и обеспечение безопасности, связанной со статьей 5, не меняет давнего внимания Финляндии к самодостаточности, устойчивости и мобилизации всего финского общества для защиты страны в кризисе (концепция, известная в Финляндии как «всеобъемлющая безопасность», сродни Норвегии или шведской «тотальной обороне»). Для обеспечения национальной готовности и устойчивости Финляндия зависит от широкого межсекторального сотрудничества, в рамках которого частные компании и организации взаимодействуют с государственным сектором в различных рамках в процессе планирования для обеспечения критически важного предложения и функционирования общества во время кризисов. Опираясь на все ресурсы общества, призыв на военную службу, хорошо подготовленный резерв и высокую волю к защите страны остаются основой национальной обороны Финляндии.

Военная оборона остается в центре финской политики обороны и безопасности и в значительной степени основана на призывных силах, поддерживаемых большим резервным компонентом, что позволяет обеспечить надежную оборону, несмотря на небольшую базу населения. Обязательная для мужчин старше 18 лет и добровольная для женщин, воинская повинность проходит либо в армии (Силы обороны), либо на гражданской службе (военизированная пограничная охрана Финляндии). Система предусматривает численность войск военного времени примерно в 280 000 человек, а дополнительные 870 000-900 000 человек обучены в качестве резервистов, что представляет собой одну из крупнейших вооруженных сил в НАТО. ВМС и ВВС Финляндии меньше зависят от призывников или резервистов и, хотя и небольшие, они оснащены примечательными возможностями, такими как ледоколы, корабли минной войны и вскоре новейшие истребители-невидимки F-35. Финляндия принесет к столу значительные военные активы во всех областях, с одной из самых сильных артиллерийских сил в Европе.

Эта культура вооруженной самодостаточности означает, что Финляндия присоединяется к НАТО в качестве единственного вкладчика в коллективную безопасность альянса и играет очень влиятельную роль в защите самой длинной сухопутной границы НАТО с Россией. Важно отметить, что Финляндия уже является близким партнером альянса, став партнером НАТО по расширенным возможностям, наряду со Швецией, после первого вторжения России в Украину и аннексии Крыма в 2014 году.

Помимо активного участия в совместных учениях и тренировках, Финляндия также является частью возглавляемых Великобританией Совместных экспедиционных сил, Рамок оборонного сотрудничества Северных стран и других многонациональных группировок, в которых участвуют государства-члены НАТО. Эти существующие связи, а также давние усилия по обеспечению совместимости финских систем и комплектов и стандартов НАТО должны означать, что Финляндия сможет быстро интегрироваться в структуры и планы альянса.

Вступление Финляндии — потенциально с последующей Швецией — приносит альянсу ряд возможностей и преимуществ, значительный исторический опыт и знания по оценке российских возможностей и намерений. НАТО, не обладая собственным активным разведывательным потенциалом, нуждается в этой ценной разведке и глубоком понимании российской угрозы. С этим связаны долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от Финляндии как лидера в области социальной устойчивости и комплексного подхода к безопасности. С вступлением Финляндии альянс получает значительную стратегическую точку опоры в Северной Европе. Регион, вероятно, станет более интегрированным пространством обороны и сдерживания благодаря большему присутствию сил НАТО в Прибалтике и повышенному вниманию к Крайнему Северу как зоне конкуренции с Россией и ее союзниками. В качестве высокоразвитой рыночной экономики и демократии и с первоклассной армией Финляндия также, вероятно, будет оказывать значительное влияние на формирование политики НАТО.

Многие из этих вкладов могут быть увеличены, если сосед финляндии Швеция также одобрит вступление в альянс, интегрируя все Скандинавско-Балтийский регион и арктические государства (за исключением России) в НАТО. В то время как краткосрочная задержка может не представлять слишком большой проблемы с точки зрения политики безопасности, финское и шведское оборонное планирование, возможно, на данный момент придется несколько разделить. Долгосрочная задержка может привести к более серьезным последствиям и оставить альянс с северным флангом без Швеции, что сделает его более уязвимым для нападения. НАТО, возможно, придется дождаться вступления Швеции в альянс, чтобы создать более надежную структуру сдерживания и обороны в Северной Европе.


Шарлотта Клеберг является научным сотрудником, а Джеймс Блэк — помощником директора исследовательской группы по обороне и безопасности в RAND Europe.

Commentary дает исследователям RAND платформу для передачи идей, основанных на их профессиональном опыте и часто на их рецензируемых исследованиях и анализе.