Россияне становятся все более критичными, поскольку военная операция Путина затягивается, а санкции наносят ущерб

Фредерик Плейтген, Клаудия Отто и Ана Арчен, CNN

Обновлено 10:52 AM EST, ср 23 ноября 2022 г.

Обратная связь с видеорекламой

2:07

МоскваCNN —

Ноябрь и декабрь известны как самые депрессивные месяцы в Москве. Дни короткие и темные, а погода слишком холодная и влажная, чтобы быть на улице много, но все же слишком теплая и дождливая, чтобы насладиться настоящей русской зимой.

В этом году чувство меланхолии усиливается видом закрытых магазинов на многих улицах столицы, поскольку предприятия сталкиваются с экономическими последствиями от массовых западных санкций в ответ на войну в Украине, которую российские чиновники до сих пор называют «специальной военной операцией».

«Настроение в Москве и стране сейчас крайне мрачное, тихое, запуганное и безнадежное», — сказала 34-летняя Лиза, которая отказалась назвать свою фамилию и сказала, что она кинопродюсер. «Горизонт планирования как никогда низок. Люди понятия не имеют, что может произойти завтра или через год».

В то время как полки в большинстве магазинов остаются хорошо укомплектованными, западные продукты становятся все более дефицитными и очень дорогими, что еще больше стимулирует цены, которые уже бьют по многим российским домохозяйствам.

«Привычные товары исчезают, начиная от туалетной бумаги и кока-колы, заканчивая одеждой», — рассказала Лиза.

«Конечно, ко всему этому можно привыкнуть, это совсем не самое страшное», — сказала она. Но она также нанесла удар по западным правительствам и компаниям, которые покинули российский рынок в ответ на вторжение в Украину. «Я действительно не знаю, как это помогает в разрешении конфликта, потому что это затрагивает обычных людей, а не тех, кто принимает решения», — сказала Лиза.

Некоторые экономисты считают, что Россия столкнется с растущими экономическими трудностями и населением, которое будет все более критически относиться к «специальной военной операции» на фоне растущих поражений, таких как в южном украинском городе Херсоне, где решительное украинское наступление вынудило Россию уйти.

Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Яворонков говорит, что настроение уже более критическое, чем было, благодаря «как экономической цене, так и недовольству тем, что задача не решается», вопреки ожиданиям, созданным Кремлем.

«Мы должны были победить. Чиновники обещали захватить Киев за три дня, но, как видим, это оказалось глупо”, – сказал он CNN.

«В своем выступлении 24 февраля (президент России) Владимир Путин заявил, что военные действия будут проводиться только профессиональными войсками. Но в сентябре была объявлена частичная мобилизация – тоже непопулярная мера: вербуют тех, кто не хочет воевать.

«Это известный эффект: короткая победоносная война может спровоцировать энтузиазм, но если война длится бесконечно и не приводит к желаемому результату, то наступает разочарование».

30-летняя PR-менеджер, которая назвала свое имя только в то время, когда Ирина не согласна, сказала, что, по ее мнению, ситуация стабилизируется после первоначального исхода россиян, спасающихся не только от западных санкций, но и от возможного призыва после объявления Путиным 21 сентября о всеобщей частичной мобилизации.

Кремль говорит, что более 300 000 россиян были призваны в армию в период с конца сентября по начало ноября, в то время как сотни тысяч в основном молодых россиян бежали из страны, часто в такие места, как Казахстан или Грузия.

«Первая волна паники уже прошла, все немного успокоились. Многие ушли, но многие остались. Я довольна людьми, которые остаются и поддерживают Россию», — сказала Ирина CNN.

При этом она подчеркнула, что выступает против войны на Украине, так как для нее, как и для многих россиян, начинает тонуть, что боевые действия могут продолжаться очень долго. Это особенно актуально, поскольку украинским войскам удалось отвоевать у российских военных крупный город Херсон — район, который Россия аннексировала в сентябре и который, по словам Путина, останется частью России «навсегда».

«У меня негативное отношение. Я считаю, что любая агрессия или война – это зло. И говорить, что если мы не будем нападать на них, они нападут на нас, конечно, абсурдно», — сказала Ирина, имея в виду неоднократные заявления Путина о том, что Россия действует в целях самообороны при вторжении в Украину.

Таргетинг на украинскую инфраструктуру

Известный российский блогер Дмитрий Пучков, который носит имя «Гоблин» и поддерживает военную операцию своей страны на Украине, признает, что недавние поражения на поле боя пошатнули доверие многих людей.

«С точки зрения гражданского общества, нашим войскам нехорошо покидать территории, которые вошли в состав Российской Федерации. Но мы думаем, что это тактический шаг, и он не продлится долго», — написал он, отвечая на письменные вопросы CNN в Интернете. Пучков считает, что Россия будет яростно сопротивляться и заставит Украину к прекращению огня.

«Моральный дух российских военных очень высок», — писал Пучков, излагая, как, по его мнению, будет достигнута победа. «Необходимые стратегические решения хорошо известны: в первую очередь это разрушение украинской инфраструктуры. Системы электроснабжения, горячей воды и отопления должны быть разрушены”, – сказал он.

Кремль, похоже, следует этому сценарию. Российские войска неоднократно наносили удары по энергетической инфраструктуре в Украине в последние недели, оставив более 7 миллионов человек без электричества после одной волны ударов неделю назад, по словам украинских чиновников.

Однако украинцы остаются решительными перед лицом российских ракетных ударов, и надежды на какое-либо согласованное окончание войны остаются далекими, даже несмотря на то, что высокопоставленный генерал Америки настаивает на дипломатии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в воскресенье призвал к большей поддержке Украины, заявив союзникам по НАТО: «Мы должны быть готовы поддержать Украину в долгосрочной перспективе».

Отсутствие западных технологий

На вопрос, каково настроение в российском бизнес-сообществе, учитывая перспективы затяжного конфликта, Яворонков употребил одно слово: «Пессимистично!»

«Экономические эксперты понимают, что ничего не ожидается для экономики, если военные действия продолжатся», – сказал Яворонков. Экономика России сейчас официально находится в рецессии, которая, по его мнению, будет только ухудшаться.

Промышленные фирмы страны сталкиваются с серьезными проблемами, заменяющими западные технологии, что привело к тому, что автомобильная компания «АвтоВАЗ» – производитель автомобильной марки Lada – сначала остановила производство в начале этого года, а затем перешла к производству некоторых автомобилей без основных электронных функций, таких как подушки безопасности и антиблокировочные тормозные системы.

Проблемы охватывают все, от авиационной отрасли до потребительской электроники, что привело к тому, что бывший президент России Дмитрий Медведев призвал к национализации иностранных активов.

Евгений Попов, известный журналист и депутат российского парламента, ворвался в идею Медведева в редкий момент открытой критики.

«Что мы будем водить, нам нечего водить. Будем ли мы водить вагоны?» Попов накричал на бывшего российского генерала, который поддержал идею национализации в государственном телевизионном ток-шоу «60 минут».

«Давайте национализируем все, но что мы будем водить, как мы будем делать телефонные звонки, что мы будем делать? Да, все наши технологии западные”, – сказал Попов.

Кремль продвигает идею замены западных товаров продуктами и технологиями из союзных стран, таких как Китай или Иран, а также увеличения собственного производства в России.

В понедельник Путин открыл по видеосвязи ферму по разведению индейки в Тюменской области. Этот шаг был воспринят как признак растущей экономической независимости России пресс-секретарем Кремля Дмитрием Песковым, который назвал его «значительным событием в графике президента, связанным с развитием отечественного разведения и отбором мясного и птицеводческого сектора сельскохозяйственной отрасли». Важнейший сектор, который напрямую связан с продовольственной безопасностью России».

Но растущая изоляция России от мира не обязательно приветствуется всеми ее гражданами. Кинопродюсер Лиза сказала, что она предпочла бы, чтобы ее страна закончила войну и возобновила связи с зарубежными странами, чем действовала в одиночку.

«Я жду и надеюсь, что все это закончится, потому что нет ничего более ценного, чем человеческие жизни», — сказала она.