Упадок Yandex, российского технологического гиганта, отражает внутренние проблемы, вызванные вторжением.

Президент России Владимир Путин с основателем Яндекса Аркадием Воложем, справа, в 2017 году. Кредит… Михаил Светлов/Getty Images

Какая разница в войне.

Всего несколько месяцев назад Яндекс выделялся как редкая история успеха российского бизнеса, превратившись из небольшого стартапа в технологического колосса, который не только доминировал в поиске и прокате автомобилей по всей России, но и мог похвастаться растущим глобальным охватом.

Приложение Яндекса может поймать такси в отдаленных городах, таких как Абиджан, Кот-д’Ивуар; Осло, Норвегия; или Ташкент, Узбекистан; и компания поставляла продукты в Лондон, Париж и Тель-Авив. Пятьдесят экспериментальных роботов Яндекса проехали по кампусу Университета штата Огайо в Колумбусе, доставляя grubhub заказы на еду студентам — с планами расширения примерно до 250 американских кампусов.

Часто называемый «самой крутой компанией в России», в Яндексе работало более 18 000 человек; его основателями были миллиардеры; и на своем пике в ноябре прошлого года он стоил более 31 миллиарда долларов. Затем президент России Владимир Путин вторгся в Украину.

Почти в одночасье, когда западные инвесторы ушли из России, а западные правительства ввели жесткие экономические санкции, его стоимость упала до менее чем 7 миллиардов долларов. Фондовая биржа Nasdaq приостановила торги своими акциями.

Внезапное отвращение к большинству русских вещей побудило компанию закрыть различные международные бизнесы, в том числе службы доставки в Лондоне, Париже и Колумбусе.

Тысячи сотрудников — почти шестая часть от общего числа — покинули страну. Его основатель Аркадий Волож и его главный заместитель ушли в отставку после того, как Европейский союз ввел санкции против обоих, обвинив их в подстрекательстве Кремля к дезинформации.

Компании не грозит банкротство. Но его внезапная смена судьбы служит не просто предостерегающей историей для инвесторов в авторитарной стране, зависящей от прихотей одного правителя. Яндекс также символизирует проблемы, с которыми сталкиваются российские компании в радикально изменившемся экономическом ландшафте, и растущие разногласия по поводу войны в обществе в целом.

Нил Макфаркуар